HR-менеджеры: подбирают, обучают, мотивируют
Еще пару десятков лет назад о так называемом HR-менеджменте никто и не слышал. Но сегодня каждая уважающая себя компания старается руководствоваться принципами HR-менеджмента. Итак, давайте разберемся, что же все-таки он из себя представляет. И каких результатов позволяет добиться грамотная политика в сфере управления людьми.
Людьми нужно управлять
В свое время я получила диплом менеджера. Знакомые говорили: да, профессия неплохая. Но это обо всем и ни о чем одновременно. Может и так. Но именно тогда, на студенческой скамье, я впервые услышала об управлении человеческими ресурсами. И наша преподавательница, доцент психологии, старалась вложить в наши головы основы грамотного поиска работы, построения гармоничных отношений в трудовом коллективе и секретов быстрого продвижения по службе. При условии, конечно, что вы – ас в своем деле.
Одно я тогда запомнила навсегда: стремительно развивающиеся компании держат в своем штате HR-менеджера. Впрочем, человек, который «ведает» людьми, есть в любой фирме, это слово новое, а в Советском Союзе его по-простому называли кадровиком. Да и задачи у него были несколько другие.
Так что же представляет собой сегодня управляющий персоналом? Попробуем составить портрет среднестатического HR-менеджера с указанием его прав и обязанностей.
Адаптация – в кратчайшие сроки
Хороший HR-менеджер должен быть талантливым психологом. Именно он занимается подбором персонала или, как сейчас модно говорить, рекрутингом. А это подразумевает тщательный отбор кандидатов, проведение тестирований и собеседований. Но на этом обязанности управляющего персоналом не заканчиваются. Ведь все новички должны пройти адаптацию. Фактически адаптация – это залог эффективного взаимоотношения человека и организации, «вхождение» нового сотрудника в предприятие. И пренебрегать этим ни в коем случае нельзя. Период адаптации на предприятии будет зависеть от многих факторов, в числе которых как и личные качества сотрудника, его умение расположить к себе людей, так и правила и нормы, принятые на предприятии. Поэтому процесс адаптации может растянуться на срок от пары месяцев и до года. Да, кстати, адаптация сотрудника должна быть разносторонней: как профессиональная, так и социально-психологическая. Естественно, при грамотном наставнике адаптация пройдет быстрее и проще.
Обучению – быть
Какими бы умными и профессионально подкованными не были бы сотрудники, периодически они должны повышать свою квалификацию, проходить обучающие курсы. Руководитель предприятия должен понимать: это требует капиталовложений и времени. Но обучающие тренинги повышают эффективность работы! Фактически развитие персонала должно быть непрерывным!
HR-менеджер как раз и должен обеспечить возможности для повышения квалификации персонала. Причин тому – множество. Во-первых, в наше время технологические изменения происходят так быстро, что мы просто обязаны отслеживать тенденции и использовать в своей работе все самое лучшее – быть на шаг впереди остальных. Во-вторых, постоянно изменяются требования к рабочей силе. Тренинги и обучающие семинары позволяют сотрудникам поддерживать состояние воодушевления, стремиться добиваться лучших результатов, быть первыми! В-третьих, на предприятии постоянно происходят организационные изменения. А движение по карьерной лестнице, так или иначе, должно быть связано с обучением.