Кадровое агентство "Индекс"

Мы работаем, чтобы Вы могли работать!

20 Апрель

Некоторые особенности трудового коллектива, на заметку начальнику

Трудовой коллектив как скопление разных людей, объединенных общей целью, представляет собой сложную конструкцию, фундаментом которой можно считать корпоративный этикет. Любому начальнику, который желает создать творческую, непринужденную атмосферу на своем предприятии, следует выбрать определенный стиль кадровой политики, которая, по большому счету, существует в рамках двух глобальных моделей. Первая модель предполагает сухое, четкое выполнение сотрудниками функциональных обязанностей, что называется «ничего личного», в то время, как вторая модель допускает в трудовом коллективе некоторую вольность, обусловленную родственными или иными личностными связями.

В рамках первой модели кадровой политики существует четкий механизм приема на работу не знакомых друг с другом сотрудников. Более того, после формирования трудового коллектива администрацией создаются всяческие условия для того, чтобы исключить какие-либо личностные связи между его участниками. Любовные интрижки, сплетни и другие эмоциональные всплески допускаются только на корпоративных вечеринках и строго под надзором начальника. На следующий же день вы должны привести себя в порядок, надеть маску официоза и изображать знающих свое место подчиненных, у которых есть свои функциональные обязанности и которые связаны исключительно общим делом. Такое состояние дел в коллективе имеет сои преимущества, главным из которых следует признать соблюдения трудовой дисциплины, что, в свою очередь, способствует бесперебойному процессу на производстве.

Вторая модель ориентирована на подбор в трудовой коллектив сотрудников, связанных между собой брачно-семейными или другими личностными узами. Такой кадровый подход широко распространен в Японии, где подавляющая часть бизнеса, в том числе и крупного, носит явно выраженный семейный характер. Практика такой модели дает высокий уровень сплоченности, необходимую работоспособность, обусловленную взаимным контролем, и ощущение «большой семьи», где царит взаимовыручка и компромисс. Однако в Японии ведение бизнеса, как и вообще механизм функционирования государства, строится совсем по другим принципам. И не только в Японии.

На уровне крупного предприятия «семейная» модель в европейских странах и странах СНГ имеет свои характерные особенности. Эти особенности, так или иначе, связаны с общей тенденцией снижения трудовой мотивации, производственного «драйва». Энтузиазм, который, например, еще совсем недавно демонстрировал Стив Джобс со своими айфонами, в наши дни большая редкость, поскольку современный уровень технологий позволяет достигать необходимого результата без существенных интеллектуальных и физических затрат. Если можно дневной объем работы сделать за несколько часов, то остальное время, оставшееся до окончания рабочего дня, следует чем-то занимать.

В этой связи объективно растет популярность «личного фактора» в деятельности рабочего коллектива. Все эти всевозможные сплетни, интриги, служебные романы и другие эмоциональные конструкции идеально подходят для того, чтобы «убить время» до вечера. Такая ситуация позволяет рассматривать свою работу не как скучное и малопривлекательное мероприятие, что называется «отбыть свой номер», а вносит в рабочие будние некоторое оживление. Просто начальнику необходимо поддерживать баланс между эмоциональной и производственной сферой, дабы весть трудовой процесс не потонул в бушующем море страстей и не похоронил окончательно коммерческие перспективы.

Преимущества, как и недостатки описанных моделей кадровой политики очевидны. Однако все они, так или иначе, сводятся к возможности контролировать сотрудников, связанных определенными служебными или личными обязательствами. Если правильно наладить этот процесс, то любой коллектив будет отличаться производственной дисциплиной, сплоченностью и генерировать новые идеи для развития бизнеса.

.

Похожие записи