Правила критики в рабочем коллективе
Критика не только помогает увидеть слабости и несовершенства, но и подгоняет нас к совершенству. Это говорит о том, что мы, услышав критичные замечания в свой адрес, должны с благодарностью принимать их. Почему же получается наоборот? Чтобы критика стала двигателем прогресса, следует хорошенько продумать выступление, а не пугать сослуживцев своими «нападками». В ином случае ваши критичные замечания, брошенные коллегам, могут вылиться в обиду, встречные обвинения или гордое молчание.
Если вы не уверены в том, что хорошо знакомы во всех деталях вопроса, то лучше промолчите, иначе критика будет неоправданной. Также не стоит критиковать коллег, если проблема вас никак не касается или оппонент уже получил выговор от руководства. Если вы работаете в коллективе относительно недавно, то есть не успели завоевать уважение более опытных коллег, то ваше время указывать им на ошибки еще не пришло.
Чтобы воспринять замечания правильно, коллеги должны быть спокойны. В ином случае разговор может превратиться в обычную перебранку. Современные психологи рекомендуют не набрасываться на оппонента сразу, а начать с добрых слов, которые будут относиться к деловым качествам коллеги. В конце разговора обязательно добавьте, что вы ни сколько не сомневаетесь в том, что оппонент, опытный во всех рабочих деталях, сможет исправить свою ошибку.
Всегда помните о том, что многие люди воспринимают критичные замечания как оскорбление личности. Это значит, что критиковать нужно не оппонента, а его поступок. При разговоре обязательно подчеркните то, что вы не считаете себя более умным или опытным сотрудником, чем ваш оппонент. Например, можете добавить, что сами когда-то совершали подобные ошибки. Не высказывайте свои замечания коллеге при других людях. Старайтесь сделать это один на один. Человек, которого «унизили» при остальных коллегах, может проявить агрессию.
Делая замечания, не стоит вспоминать про какие-то старые ошибки, которые оппонент совершил уже давно. Дайте ему высказать свое ответное мнение. Важно, чтобы критические замечания сводились к тому, как исправить ошибку или последствия от нее и что надо сделать, чтобы не повторять подобных ошибок в будущем. Не упрекайте оппонента, всегда учитывайте его личные качества.